План-конспекты

Конспект проведения урока, занятия или на определенную тему

Для кого эти конспекты?

Данный сайт изначально предназначался для курсантов военных учебных заведений, воинских частей, сержантов, офицеров всех родов войск. Однако, с течением времени, стало понятно, что без план-конспектов по гуманитарным дисциплинам не обойтись. Поэтому, здесь собирается обширная база конспектов по различным общевойсковым и специальным дисциплинам. База постоянно пополняется и обновляется, в том числе и Вашими материалами. Все конспекты сгруппированы по категориям и дисциплинам, каждый план-конспект рассчитан на одно занятие и логически завершен. Если Вы счастливый обладатель уникального план-конспекта, над которым трудились несколько бессонных ночей, и Вам не жалко поделиться плодом своих трудов с общественностью — присылайте, опубликуем 😉

Что можно найти в план-конспектах?

Основы современного общевойскового боя, рекомендации по практическому выполнению требований устава внутренней службы и устава гарнизонной и караульной служб, обязанности часового, методические советы по строевой и физической подготовке, краткие сведения по организации, вооружению и тактике действий подразделений иностранных армий, а также сведения по оказанию медицинской помощи, подготовке по связи, военной топографии и многому другому. Конспекты разработаны на основе рекомендаций и выдержек из учебников сержантов различных родов войск, поэтому полностью соответствуют программе боевой подготовки. Для поиска необходимого план-конспекта Вы можете воспользоваться формой поиска в правом верхнем углу или облаком из дисциплин. Обратите внимание, что облако выведет Вас на три самых популярных конспекта по дисциплине, а форма поиска — на наиболее релевантные по Вашему запросу. Если Вас посещает мысль, что конспект хорош, но «немного не то…», то специально для Вас есть список похожих конспектов, сбоку или снизу найденного план-конспекта.

Схема построения занятия или «как проводить занятие ?»

Из всех видов занятий, проводимых с учащимися, студентами, курсантами, солдатами и сержантами, наиболее часто встречающимися являются:

  1. Занятие по изучению нового материала. Это наиболее типичный и распространенный вид занятия.
  2. Тренировочные занятия. Эти занятия проводятся с целью закрепления ранее полученных знаний и совершенствования практических навыков. Занятия этого вида включают не все звенья процесса обучения и наиболее часто встречаются там, где выполнение приемов часто необходимо доводить до автоматизма.
  3. Контрольные занятия. Контрольные или проверочные занятия проводятся с целью проверки знаний и умения выполнять приемы (зачеты, контрольные работы, упражнения на выполнение нормативных показателей и т.д.).

Как было указано выше, наиболее часто встречающимися являются занятия с изучением нового материала. Такие занятия, как правило, включают в себя все звенья процесса обучения. Они представляют собой законченное целое и состоят из взаимосвязанных между собой частей: вводной, основной и заключительной. Эти занятия организуются по такой, примерно, схеме:

Вводная часть занятия.

Вводная часть является организующим началом занятия и включает:

а) Проверку готовности учащихся к занятиям.

б) Проверку усвоения ранее пройденного материала.

Проверка готовности учащихся к занятиям. В проверку готовности учеников к занятиям входит:

а) прием рапорта о готовности группы и наличии обучаемых;

б) осмотр внешнего вида обучаемых;

в) проверка материального обеспечения занятия.

Осмотр внешнего вида на строевых занятиях удобнее всего производить, имея взвод курсантов в развернутом  одношереножном или двухшереножном строю, при этом необходимо проверить:

—      соответствует ли форма одежды обучаемых установленной;

—      правильность заправки и подгонки обмундирования, снаряжения и оружия;

—      чистоту и опрятность снаряжения, обмундирования и обуви.

 

Проверка усвоения ранее пройденного материала.

 

Проверка усвоения ранее пройденного материала проводится на всех занятиях, за исключением случаев, когда на предыдущем занятии проводился зачет по пройденному материалу или были подведены итоги успеваемости другим способом.

Проверку ранее пройденного материала необходимо вести по заблаговременно составленному плану с тем, чтобы четко проверить знание и умение применять их на практике. Задаваемые для проверки вопросы должны удовлетворять следующим требованиям:

а) они должны быть грамматически и стилистически правильно выраженными, точными по содержанию и краткими по форме;

б) вопросы не должны допускать односложных подтверждающих или отрицающих ответов   («да», «нет», «может», «не может»  и т.д.), так как в этих случаях обучаемый может наугад подтверждать или отрицать мысль, выраженную в самом вопросе, не понимая его сущности.

Вопросы, как правило, должны ставиться для всех обучаемых. Затем, дав подумать всем, необходимо вызвать для ответа одного из обучаемых.

Ответ вызванного ученика должен иметь вид четкого и краткого, но связного доклада. В процессе доклада не следует прерывать отвечающего, дав возможность ему закончить ответ до конца.

Оценку за ответ и выполнения приемов объявлять перед всем взводом или отделением и выставлять в журнал учета боевой подготовки взвода.

 Основная часть занятия.

Основная часть занятия является самой важной, так как она обеспечивает достижения его цели. В эту часть занятия входят изложение нового материала и закрепление изученного материала.

Изложение нового материала. При изучении различных дисциплин время, отводимое на эту часть, будет неодинаковым и в среднем составлять от 20 до 30 минут  при проведении одночасовых занятий.

Методы и приемы изложения материала зависят от его содержания и цели занятия. При проведении этой части занятия следует добиваться:

а) образования у обучаемых новых понятий и представлений по изучаемым вопросам;

б) закрепления и углубления знаний;

в) выработки и совершенствования навыков и умений.

Во всех случаях в начале этой части после постановки цели занятия необходимо установить связь материала, который будет изучаться, с материалом, изученным раньше.

Так, например, приступая к занятию «Построение параллельного веера батареи», необходимо вначале восстановить связь этого материала с материалом прошлых занятий – «Придание основному орудию основного направления». При этом следует указать, что все остальные орудия батареи после выполнения расчетами ряда команд, осуществляемых для построения параллельного веера, будут направлены в том же направлении, что и основное, поэтому построение параллельного веера является последующим этапом подготовки батареи к ведению огня. На занятиях по всем строевым предметам изложение и показ новых приемов следует вести на базе ранее изученных.

Закрепление изученного материала. Элементы закрепления материала имеют место уже в момент его изложения, однако, чтобы превратить вновь изученный материал в действительное достояние всех обучаемых необходимо его закрепить. С этой целью после объяснения нового материала и показа выполнения приемов отводится время на его закрепление. В среднем эта часть занятия включает в среднем 10-15 минут.

Процесс закрепления может проводиться по разному. В одном случае это будет беседа, носящая, обычно, характер краткого опроса для повторения изложенного. В другом случае индивидуальные или групповые упражнения и тренировки в выполнении изученных приемов с целью закрепления приобретенных навыков.

За ответы и выполнение приемов в этом случае оценки не ставятся.

 

  1. Заключительная часть занятия. Эта часть включает подведение итогов занятия, объявления задания для самостоятельной работы, ответы на вопросы обучаемых.

Подведение итогов занятия. Итоги занятия подводятся как на теоретических , так и на практических занятиях.

На теоретических занятиях итоги даются путем перечисления кратких выводов по вопросам, разобранным на занятии с указанием их значения и важности для дальнейшего усвоения программы.

Итоги на практических занятиях проводятся путем разбора, на котором руководитель занятия указывает, как достигнуты цели проведенного занятия, и делает разбор действий солдат при выполнении должностных обязанностей.

Задание на самостоятельную работу. Эта часть занимает небольшой отрезок времени (3-5 минут в среднем), но имеет большое значение. Поэтому не следует допускать, чтобы задания давались по окончании часов занятия, так как в этом случае проводящий занятие может только поспешно назвать страницы учебника или устава, которые следует прочесть к следующему занятию.

Задание для самостоятельной работы должно быть конкретным, точно определяющим метод и характер работы солдат.

Кроме изучения материала по уставам или учебнику, необходимо широко практиковать задания для выполнения практических работ.

Рекомендации по подготовке к занятию (уроку) или как готовиться к занятию (уроку)?

Каждое занятие должно быть тщательно продуманно и подготовлено. Для подготовки к занятию может быть рекомендован следующий порядок подготовки:

уяснить программные  требования и вопросы занятия по тематическому плану, а также связь вопросов данного занятия с материалом других занятий раздела;
глубоко изучить содержание вопросов темы по наставлению с обязательной работой на материальной части. В ходе этого изучения необходимо наметить ( продумать ) организацию , порядок проведения и материальное обеспечение занятия. Дать указание начальнику лаборатории об организации материального обеспечения;
всесторонне продумать занятие: наметить учебные вопросы занятия; определить контрольные вопросы для опроса; учебную цель занятия; материальное обеспечение; выбрать методы и приемы отработки отдельных  вопросов занятия, и общий метод проведения занятия в целом; распределить учебное время;
ознакомиться с имеющейся по данной теме занятия методической литературой и материалами периодической печати; при необходимости внести изменения улучшающие методику проведения занятия;

составить план-конспект или план проведения занятия и представить его на утверждение начальнику кафедры.

Основным руководством при подготовке к проведению занятия по материальной части оружия является наставление по соответствующему виду оружия.

Кроме того, следует широко использовать имеющуюся методическую литературу, а также отдельные статьи, опубликованные в периодической печати.

К составлению плана-конспекта ( плана ) проведения занятия следует приступать только после глубокого изучения по наставлению  содержания занятия и детального осмысления его организации  порядка проведения и материального обеспечения.

План-конспект и план проведения занятия должны быть составлены так,   чтобы они облегчали проведение занятия. Эти документы должны отражать творческую работу преподавателя накануне занятия. В них нужно указать главным образом методику обучения курсантов, поэтому не следует при составлении плана-конспекта, а тем более плана проведения занятия подробно выписывать из наставления содержание того или иного вопроса, а лучше указать последовательность его изложения и только в крайнем случае указать краткое содержание отрабатываемого вопроса.

Совершенно не допустимо из-за отсутствия хорошего плана-конспекта (плана ) во время занятия открывать наставление  с примитивным показом на объекте, пользы от такого занятия не много, а кроме того, такой преподаватель у подчиненных не будет иметь авторитет!

Обучение военнослужащих — педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчинен­ные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего в конечном счете слагается воинское мастерство.

Знания — закрепленные в памяти различные сведения в виде си­стематизированных понятий и образов. Знания выражаются в пра­вилах, законах, научных теориях. Процесс овладения знаниями за­вершается их применением на практике. В бою мало знать, как надо действовать, необходимо на основе этих знаний уметь действовать. На основе усвоения знаний у воинов в процессе специальных упражнений развиваются необходимые навыки и умения.

Навыки — автоматически выполняемые действия, представля­ющие собой составную часть сознательной деятельности челове­ка. Навыки в процессе деятельности как бы высвобождают созна­ние и волю воина от излишней распыленности и дают ему возможность сосредоточиться на решении основной задачи.

Умения — способность обучаемых применить знания и навыки на практике для быстрого, точного и сознательного выполнения своих обязанностей. В процессе их формирования воин перехо­дит от работы с посторонней помощью к самостоятельной работе. В ходе постоянных упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков, в них всегда есть элементы творчества, которые позволяют солдату умело действовать в различной обста­новке, исключают шаблон и натаскивание. На формирование их направлена вся полевая выучка войск.

Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последу­ющей многократной тренировкой составляют основу последовате­льности формирования у солдат необходимых навыков и умений.

Принципы обучения — это руководящие положения, опреде­ляющие ход обучения в соответствии с целями воинского воспи­тания и раскрывающие закономерности процесса усвоения зна­ний, формирования умений и навыков у обучаемых.

В принципах обучения выражены основные требования к со­держанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность, ак­тивность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обуче­нии; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, навыков и умений; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения определяет направленность обучения лич­ного состава, отражает зависимость содержания, методов и орга­низации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убеж­денность в необходимости воинской службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой во­енно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.

Учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип от­ражает объективную необходимость готовить личный состав в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях, максимально приближать каждое заня­тие к боевой действительности, проводить занятия с полной на­грузкой, без послаблений и упрощений.

Сознательность,  активность и самостоятельность обучаемых.

Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, со­знательно применяли их, проявляя при этом высокую актив­ность, самостоятельность и инициативу.

Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слухо­вые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются на­чалом всякого познания. Наглядность обучения предполагает не­разрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военном обучении — сформировать у воинов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные пред­ставления о современном бое.

Средства наглядности классифицируются на натуральные (по­каз практических действий, образцов вооружения и военной тех­ники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обуче­нии означают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изу­ченные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Обучение на высоком уровне трудностей требует, чтобы обучае­мые сознательно овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками при высоком напряжении своих умственных способ­ностей и физических сил. Это значит, что в боевой подготовке не должно быть легкого обучения, простого запоминания различных сведений, механического исполнения тех или иных действий.

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается всем хо­дом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навы­ков способствуют систематические повторения учебного матери­ала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятель­ности обучаемых. Поэтому сержанты должны следить за качест­вом усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и кон­кретно кем отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем инди­видуальных заданий, дополнительных тренировок и привития на-пыков в самостоятельной работе.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллекти­визм как единство мысли, воли, действия и ответственности лич­ного состава является непременным условием достижения побе­ды в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход—это хорошо знать духовные и физические особенности каждого воина и воздействовать на него с учетом этих особенностей.

Формы обучения

Форма обучения — организационная сторона занятия. Обуче­ние осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (поря­док и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специ­фику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, вооруже­ния и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теорети­ческие и практические занятия, комплексные тренировки, бое­вые стрельбы и тактические учения.

В процессе теоретических занятий осуществляется усвоение во­инами общественно-государственных знаний, теоретических основ современного боя, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты, за­нятия в специально оборудованных классах, самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

В группу практических занятий входят тактико-строевые и так­тические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом пла­цу, в спортивном городке, на макете местности. В ходе этих заня­тий воины овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и дей­ствий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в раз­личных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Для подготовки обучающего состава используются инструк-торско-методические, показные занятия, летучки и групповые упражнения.

Комплексные тренировки проводятся днем и ночью, на полиго­нах, в огневом городках, на командных пунктах, на огневых пози­циях и т. д. Их назначение — выработать, поддерживать и совер­шенствовать у отдельных воинов и подразделений общие и специальные навыки боевой работы, способствовать боевому сла-живанию отделений (расчетов, экипажей).

Боевые стрельбы проводятся для проверки знаний и навыков, полученных ранее, и совершенствования навыков и умений вои­нов поражать цели в современном бою. Как правило, они заверша­ют тот или иной этап обучения военнослужащих и подразделений.

Тактические учения — высшая форма обучения командиров, штабов и войск. Их цель — завершение боевого слаживания по­дразделений, воинских частей, соединений. Тактические учения являются важнейшим средством достижения высокого уровня полевой выучки и боевой готовности.

Методы обучения

Методы военного обучения — это приемы и способы совмест­ной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых коман­дир (обучающий) достигает усвоение подчиненными (обучаемы­ми) знаний, формирует у них навыки и умения, вырабатывает морально-боевые и психологические качества, обеспечивает сла-живание подразделений, воинских частей и их штабов.

Основными методами обучения являются устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и само­стоятельная работа.

Устное изложение учебного материала применяется при озна­комлении воинов с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством воо­ружения и военной техники, организацией, вооружением и так­тикой действий подразделений армий иностранных государств. Оно бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материала применяется для углубле­ния, закрепления и систематизации военных и военно-техниче­ских знаний на занятиях по боевой подготовке, осуществляется в ходе бесед, классно-групповых и семинарских занятий.

Беседа представляет собой способ вооружения знаниями воинов путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

К л а с с н о-г рупповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Однако теоретические и практические во­просы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе бесе­ды. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анали­зируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются до­клады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мне­ниями, для товарищеских дискуссий.

Показ (демонстрация) — наиболее эффективный путь обучения воинов разучиваемым действиям. Метод показа представляет со­бой совокупность приемов и действий, с помощью которых у вои­нов создается наглядный образ изучаемого предмета, формируют­ся конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приемов, физических упражнений, действий с оружием, устрой­ства и способов управления вооружением и военной техникой, [ порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной служб.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимает-гся многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совер­шенствования у воинов навыков и умений.

В ходе упражнений воины овладевают практическими приема­ми использования и обслуживания вооружения и военной техни­ки, способами решения тактических, огневых и технических за­дач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, автомобилях и боевых машинах.

Занятие — важнейшая составная часть учебного процесса, в ходе которого военнослужащие получают теоретические знания и практические навыки по специальности. Занятия могут быть классными и полевыми.

Основными формами полевых занятий с отделением (расче­том) могут быть: групповые занятия и упражнения; практические занятия и тренировки; тактические, комплексные, тактико-стро­евые, контрольные занятия; боевые стрельбы и тактические уче­ния.

Групповые занятия и упражнения проводятся в учебных груп­пах в целях детального изучения теоретических вопросов, воен­ной техники, а также совершенствования практических навыков по специальности.

Практические занятия и тренировки проводятся для изучения и практического освоения вооружения и военной техники, прове­дения работ по их обслуживанию и отработке нормативов боевой подготовки.

Тактические, комплексные, тактико-строевые, контрольные занятия, боевые стрельбы и тактические учения — основная фор­ма совершенствования полевой выучки солдат и боевого слажива-ния подразделений.

Методика проведения занятия зависит от его целей и содержа­ния. При этом следует учитывать также количество времени, от­водимого на занятие, уровень подготовки обучаемых, наличие и состояние материального обеспечения и пособий. В ходе занятия могут сочетаться различные методы его проведения.

Самостоятельные занятия (самоподготовка) военнослужащих являются составной частью учебного процесса.

Подготовка к проведению занятий

В процессе обучения подчиненных сержанты проводят поле­вые и классные занятия, различного рода упражнения и трени­ровки; руководят самостоятельной подготовкой солдат.

Качество проведения занятия во многом зависит от личной подготовленности руководителя занятия.

При подготовке к занятию в соответствии с указаниями (инст­руктажем) командира взвода (батареи) сержанту необходимо:

уяснить тему, основные вопросы и учебные цели занятия;

наметить порядок проведения занятия;

подобрать и изучить необходимые уставы, наставления и учеб­ные пособия;

определить и, если нужно, подготовить место и материальное обеспечение занятия;

составить план-конспект (план) проведения занятия.

Если по ходу занятия сержанту необходим помощник, то он Назначается из наиболее подготовленных солдат. Накануне заня­тия помощник тщательно инструктируется.

Для лучшего уяснения содержания занятия необходимо изу-, чить требования программы по данной теме и четко определить цель конкретного занятия с учетом степени подготовки обучае­мых по данному предмету.

При уяснении темы и учебных целей занятия командир отде­ления (орудия) должен изучить по программе содержание данно­го занятия, а затем отчетливо представить себе, чего нужно доби­ться от обучаемых в результате занятия. Необходимо помнить, что занятия на одну и ту же тему или одного и того же содержания могут иметь различную цель. Например, если соответствующие приемы будут объясняться и показываться номерам расчета впер­вые, то целью таких занятий является научить номера выполнять те или иные приемы и добиться усвоения их; если обучаемые усвоили эти приемы на предыдущих занятиях, то целью занятия будут совершенствование, тренировка. Следовательно, чтобы правильно наметить цель занятия, недостаточно знать тему и ее содержание, а нужно обязательно учитывать степень подготовки отделения (расчета) и отдельных номеров.

Определив цель занятия, руководитель приступает к отбору и изучению имеющейся литературы по данной теме. Основные уставные положения, изучаемые на занятиях, целесообразно знать наизусть. Ознакомившись с теоретическим материалом, ру­ководитель занятия при необходимости практически отрабатыва­ет приемы, которым нужно обучить подчиненных; определяет ме­тодику проведения занятия; подразделяет общую тему занятия на учебные вопросы и определяет последовательность их изучения. Одновременно он определяет время, необходимое на изложение (отработку) каждого вопроса.

При определении учебных вопросов и последовательности их изложения необходимо следовать основному требованию обуче­ния — от простого к сложному, от частного к общему.

Большое значение для правильного обучения личного состава имеет выбор места проведения занятия. Практика показывает, что занятия по тактической подготовке и по боевой работе необ­ходимо проводить в поле в условиях, наиболее близких к боевым. В классе, как правило, проводят занятия по изучению теоретиче­ских вопросов, а занятия по изучению устройства и технического обслуживания вооружения и военной техники — в парках и спе­циально оборудованных классах.

При необходимости перед проведением занятий обучаемым дается задание на самостоятельное изучение и повторение прой­денного учебного материала.

К каждому занятию руководитель составляет план-конспект (план), который представляет собой обобщение всей подготови­тельной работы с изложением порядка и методики (приемов) проведения занятия.

Материальное обеспечение занятий

Использование на заняти­ях учебных и наглядных пособий способствует более глубокому изучению военнослужащими своей специальности. К учебным наглядным пособиям следует отнести уставы и наставления, учеб­ники и учебные пособия, плакаты, макеты приборов, вооружения, военной техники и боеприпасов, действующие макеты отде­льных узлов и механизмов. В качестве наглядных пособий могут демонстрироваться диафильмы и учебные кинофильмы.

Для обеспечения наглядности обучения командир отделения (орудия) должен заблаговременно получить и подготовить необ­ходимое учебное имущество, а для полевых занятий — полевую экипировку.

На занятиях по тактической и специальной подготовке дол­жны быть штатные техника и вооружение. Для ночных занятий, кроме того, нужны средства освещения.

На занятиях по материальной части в классе необходимо иметь механизмы в разобранном виде, учебные приборы, макеты, пла­каты, ЗИП и т. п. Кроме того, командир отделения (орудия) опре­деляет, какие плакаты, чертежи, схемы или макеты могут понадо­биться в ходе занятия. Подготавливая все это, руководитель занятия должен подумать о том, как наиболее целесообразно ис­пользовать учебные и наглядные пособия для предстоящего заня­тия. Количество и разнообразие наглядных пособий зависят от конкретных условий обучения.

Лучшей формой подготовки специалистов артиллерии являют­ся практические занятия и тренировки на штатном вооружении. Однако обучение на реальных образцах сопряжено с определен­ными сложностями. Поэтому в обучении должны широко испо­льзоваться учебно-тренировочные средства, которые позволяют без расхода ресурсов вооружения и боеприпасов достаточно пол­но, быстро и доходчиво обучать и тренировать военнослужащих. Так, например, для орудийных номеров к ним могут относиться учебно-тренировочные выстрелы, станки для заряжания, трена­жеры орудийного расчета самоходных орудий, учебные приборы, орудия, минометы и боевые машины, для механиков-водите­лей — кинотренажеры.

После занятий и тренировок на учебно-тренировочных средстваx полученные знания и навыки закрепляются на штатном воо­ружении.

Занятие необходимо начинать и заканчивать в установленное расписанием время. Приняв рапорт от помощника о готовности отделения (расчета, экипажа) к занятию, руководитель проверяет наличие оружия, учебного оборудования и пособий. Объявив тему и учебные цели занятия, проверяет усвоение обучаемыми ра­нее пройденного материала путем контрольного опроса или вы­полнения приемов (нормативов) обучаемыми. Иногда руководи­телю целесообразно самому повторить ранее пройденный материал.

Контрольный вопрос следует задавать всей группе, предоста­вив некоторое время для обдумывания ответа, и только после это­го называть фамилию обучаемого для ответа на заданный вопрос. Ответ обучаемого или выполнение им приема необходимо оце­нить. Оценка объявляется перед всей группой и заносится в жур­нал учета занятий.

При проведении занятия необходимо руководствоваться мето­дическими указаниями, изложенными в программе обучения. Учебный материал следует излагать последовательно, а выполне­ние приемов показывать практически; переходить к изучению по­следующего вопроса только после усвоения обучаемыми преды­дущего. Закрепление пройденного материала, а также выработка устойчивых навыков осуществляются на соответствующих прак­тических занятиях и тренировках.

В конце каждого занятия руководитель подводит итог, кратко отмечает степень усвоения пройденного материала, указывает на слабо отработанные приемы и методику их доработки. После это­го, проверив наличие учебно-материальной базы и имущества, за­канчивает занятие.

Обучение — это двусторонний педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, навыки и умения, из которых в конечном счете складывается воинское мастерство

Добавить комментарий